Vty. cfqnf
14.10.2025

Разработка проектов КМД в России: аналитический обзор

Это первая статья из цикла статей посвященных теме разработки КМД проектов в РФ. Ниже список статей:

  1. Основы и этапы разработки КМД (текущая статья)
  2. Программное обеспечение и инструменты для выпуска КМД
  3. Организация процесса и взаимодействие участников
  4. Типичные ошибки в КМД-проектах и пути их предотвращения
  5. Рынок услуг КМД в России и современные тенденции

Основы и этапы разработки КМД

Что такое КМД. Под аббревиатурой КМД понимают «конструкции металлические деталировочные» – полный комплект рабочих чертежей для изготовления металлических конструкций на заводе и их монтажа на стройплощадке. По сути, КМД – это детальная расшифровка ранее разработанной проектной документации марки КМ (конструкции металлические, стадия проекта). На стадии КМ определяются основные несущие элементы, схемы и узлы в общем виде, а на стадии КМД происходит детальная проработка всех узлов, соединений и деталей вплоть до каждого элемента крепежа. КМД-чертежи должны содержать информацию, достаточную для точного изготовления всех частей металлоконструкций и их грамотной сборки в единое целое на объекте.

Пример 3D-схемы (маркировочного плана) металлоконструкций – каждая колонна, балка и связь промаркирована для удобства монтажа (автоматически сформировано в системе проектирования).

Этапы разработки КМД. Процесс деталирования металлоконструкций в проектах КМД включает несколько основных стадий:

  • 1. Подготовка исходных данных. На первом этапе конструктор собирает всю входную информацию: утвержденные чертежи стадии КМ, проектные нагрузки и расчеты, техническое задание и требования заказчика, а также актуальные нормативные документы (ГОСТы, СНиП/СП). Полученную документацию важно тщательно проанализировать, чтобы выявить возможные неточности или противоречия еще до начала деталирования. При обнаружении проблем или неувязок – необходимо сразу запросить разъяснения у разработчиков КМ либо предложить решение, чтобы избежать ошибок на следующих этапах, которые впоследствии могут дорого обойтись на стройке.
  • 2. Создание модели и предварительных чертежей. Имея исходные данные, КМД-инженер приступает к моделированию конструкции. В современной практике обычно строится подробная 3D-модель всего каркаса в специализированной программе. Параллельно могут разрабатываться черновые чертежи для согласования принципиальных решений по деталям и узлам[5]. На этом этапе важно обеспечить соответствие модельной геометрии чертежам КМ и учесть все требования проекта. При необходимости выполняются дополнительные расчеты узлов (прочности соединений, жесткости элементов и т.п.), особенно если в КМ соединения были проработаны недостаточно. После создания модели можно подготовить набор предварительных чертежей КМД, показывающих из каких элементов и как будет собираться конструкция.
  • 3. Деталировка узлов и элементов. Это центральный этап, на котором из 3D-модели получаются рабочие деталировочные чертежи. Инженер-конструктор детально прорисовывает каждый узел и каждую деталь: ставит все необходимые размеры, отметки и допуски, указывает типы профилей и пластин, марки сталей, методы соединения (сварка швами определенного типа, высокопрочные болты, заклепки и пр.) Фактически, чертежи КМД должны быть настолько понятными и полными, чтобы любой мастер на заводе или монтажник на площадке однозначно понимал, какую деталь куда приварить или прикрепить. На чертежах узлов крупным планом показываются детали соединений – фасонные элементы (фланцы, косынки, накладки), расположение отверстий под болты, швы сварки и т.д. Также разрабатываются сборочные схемы: чертежи монтажных единиц (сборок/отправочных марок), где показано, из каких деталей сварена каждая крупная сборочная единица. Отдельно выполняются монтажные схемы (общие планы каркаса по осям и высотам), на которых указано положение каждой колонны, балки и связи в здании и маркировка этих элементов для монтажа.
  • 4. Спецификации и ведомости. Параллельно с чертежами осуществляется подготовка полного комплекта сопроводительных документов. Инженеры рассчитывают объемы материалов: сводят спецификации металлопроката (перечень всех профилей, листов с указанием веса каждого элемента), ведомости метизов (болтов, гаек, шайб), ведомости сварных швов и расхода электродов, перечень изделий для антикоррозийной защиты и др.. Спецификации КМД должны точно отражать, сколько и какого материала потребуется заказать, вплоть до марок стали и профиля. Также КМД-документация включает чертежи отдельных деталей, если их изготовление требует вырезки из листа или сложной обработки – такие чертежи содержат контуры раскроя, размеры и допуски.
5. Проверка и выпуск документации. Готовый комплект чертежей и ведомостей проходит многоуровневую проверку качества. Проверяется соответствие чертежей КМД требованиям ГОСТ (оформление, условные обозначения, полнота сведений) и техническому заданию заказчика, а также логическая увязка всех элементов. Особое внимание уделяется соответствию исходному проекту КМ: чертежи КМД не должны противоречить проектным решениям КМ, если только изменения не были согласованы с авторами проекта. Любые сомнения на проверке трактуются однозначно – чертеж подлежит корректировке, так как “сомнения в КМД – это будущие проблемы в металле”. После устранения замечаний комплект КМД утверждается ответственным лицом (главным конструктором проекта или представителем генпроектировщика) и передается заказчику и на завод-изготовитель для реализации. Итоговый комплект обычно включает титульный лист, общие данные, монтажные схемы, чертежи сборочных единиц, деталировочные чертежи, спецификации и ведомости.
Made on
Tilda