· Ошибка в размерах или допусках. Если на чертеже КМД хоть один размер проставлен неправильно – деталь изготовят нестыкующейся с остальными. Например, отверстия под высокопрочные болты в стыковочных пластинах смещены на пару миллиметров – при монтаже они не совпадают с отверстиями на балке. Или длина колонны дана без учета высоты базовой чашки – колонна не встанет на фундамент. Такие промахи, к сожалению, не редкость, особенно если КМД выполняется в спешке. Последствия: детали приходится дорабатывать прямо на монтаже (рассверливать отверстия, наращивать пластины) или переделывать заново. Это приводит к простою монтажников, лишним затратам и даже конфликтам. Так, реальный случай: при строительстве большого ангара КМД поручили фирме без опыта сложных проектов. В итоге на стройке обнаружилось, что болтовые соединения не сходятся, часть балок неверного размера, монтаж остановлен на 3 недели, понадобилась переделка деталей. Заказчик понес существенные убытки из-за задержки и переработки, а все из-за одной неправильной деталировки.
· Неверный выбор материала или крепежа. Другая ошибка – указать в КМД не ту марку стали или болтов. К примеру, в спецификации стоит сталь С345, а по КМ требовалась С255 – завод закупил более дорогой металл впустую. Или перепутаны классы прочности болтов (вместо 8.8 указаны обычные 5.8) – если это не заметить, конструкция не выдержит расчетных нагрузок. Бывает, что игнорируются ГОСТы на прокат – был выбран профиль, которого нет на рынке (например, двутавр редкого размера). Всё это потом вылезает на производстве: пауза, поиск замены, согласование замены с проектировщиками. Ошибки в спецификациях материалов чреваты покупкой не тех комплектующих и задержками.
· Несоблюдение стандартов оформления. КМД – это важный документ, по нему часто принимают работу. Если чертежи оформлены с нарушением ГОСТ (например, не указаны маркировочные позиции, нет требований к сварке, отсутствуют необходимые виды), производство может неправильно понять, как изготавливать, а технадзор может не принять документацию. Часто встречается, что чертежи перегружены лишней информацией или, наоборот, чего-то не хватает, из-за чего цех не может однозначно выполнить работу. Например, не указана длина шва – сварщик решает по-своему, что может ослабить узел. Или в чертеже узла так много линий и пометок, что сложно разобраться – повышается риск ошибки.
· Неучет технологии монтажа. Разработчики КМД должны представлять, как конструкцию будут собирать на стройке. Если они проигнорируют реальные условия монтажа, то на месте может оказаться, что «это нечем и никак не собрать». Скажем, тяжёлую ферму длиной 30 м заложили без стыков – в цеху ее сделали, а поднять краном целиком невозможно или везти слишком дорого. Или последовательность сборки болтового узла не продумана – один болт невозможно затянуть, потому что мешает выступ детали. Такие нюансы должны отрабатываться на стадии КМД, часто с помощью 3D-моделей.
· Отсутствие проверки чертежей. Пожалуй, главная причина большинства упомянутых ошибок – это недостаточный контроль качества КМД перед тем, как отдать их в цех. Иногда подрядчики по деталировке спешат сдать работу, и чертежи сразу уходят на завод без внешней проверки. Если сам заказчик не проявит инициативу перепроверить, проблемы найдутся уже «в железе». Как отмечают специалисты, заказчики порой пренебрегают проверкой КМД, считая, что раз заплатили – то документация идеальна. Но на практике без независимой проверки часто всплывают ошибки на производстве или монтаже, теряются время и деньги. Причины — отсутствие у заказчика своих квалифицированных специалистов по КМД или банальная спешка, желание побыстрее начать работы. В результате то, что казалось выигрышем времени, оборачивается переработками, простоями и лишними расходами.