Vty. cfqnf
10.11.2025

Маркировка деталей и элементов в КМД

На геометрической схеме фермы наносят геометрические длины стержней (между центрами узлов), вычисленные с точностью до 1 мм.
Размеры проставляют непосредственно на рабочем деталировочном чертеже (КМД) стальных конструкций. Каждая деталь получает условный знак — сборочную марку, помещаемую в кружке с указателем — выносной линией со стрелкой от изображения детали данной марки.

Обозначение сборочных марок

а) Для всех деталей, кроме указанных ниже, сборочная марка обозначается порядковыми арабскими цифрами:
1, 2, 3, ...
б) Для нормализованных деталей — по каталогу завода-изготовителя, обычно в виде буквы русского алфавита и порядковой цифры:
а1, а2, а3, ...
в) Для типизированных деталей в данном объекте сборочная марка имеет одно обозначение во всех чертежах объекта.
Наиболее удобно оформлять её в виде дроби, где числитель — порядковый номер, а знаменатель — номер чертежа, на котором данная типовая деталь впервые показана типовая деталь

Маркировка деталей

Маркировка деталей существенно влияет на организацию технологического процесса изготовления отправочных элементов и объём производственной документации. Поэтому она выполняется с соблюдением следующих правил технологичности:

  1. Строгая последовательность маркировки — по конструктивным признакам и видам металлопроката.
  2. Например, для сварных балок применяется следующая последовательность:
  3. верхний пояс → нижний пояс → стенка → стыковые детали → опорные рёбра → остальные рёбра → мелкие детали.
  4. Для ферм:
  5. верхний пояс → нижний пояс → раскосы (начиная от опорного) → стойки (начиная от опорной) → стыковые детали → узловые фасонки (начиная от опорной) → соединительные планки («сухари») → шпальные уголки → прочие мелкие детали.
  6. Сквозная типизация однотипных деталей для всего объекта.
  7. Сборочная марка типовой детали должна обозначаться одинаково во всех чертежах данного объекта.
  8. Одновременно с выпуском в производство первого чертежа должен быть выпущен альбом типовых деталей разрабатываемого объекта, содержащий все данные, необходимые для изготовления натуральных шаблонов.

Принципы маркировки и оформления рабочих чертежей КМД

  1. Применение нормализованных деталей.
  2. Следует использовать максимально возможное количество нормализованных по заводу деталей.
  3. Альбомы нормализованных деталей должны находиться в достаточном количестве в конструкторском бюро, отделе подготовки производства, разметной, цехах обработки, на складе полуфабрикатов и в сборочных цехах.
  4. Все нормализованные детали должны иметь сквозную маркировку во всех чертежах, независимо от объекта.
  5. Сборочные марки.
  6. Одинаковые детали разных отправочных элементов, изображённые на одном чертеже, должны иметь одну сборочную марку.
  7. Если отправочный элемент изображён на двух чертежах, нумерация сборочных марок на втором листе должна быть продолжением нумерации первого.
  8. Парные элементы.
  9. Парным элементам, изображение которых взаимно зеркально и не имеет оси симметрии, присваивается одна сборочная марка с индексами «т» (так) и «н» (наоборот), например: 3т, 3н.
  10. Отправочные марки.
  11. Всем одинаковым отправочным элементам присваивается условное обозначение — отправочная марка, состоящая из заглавной буквы русского алфавита и порядкового номера, например:
  12. Ф1, Ф2, Ф3 и т. д.
  13. Парным зеркальным элементам присваиваются разные отправочные марки с указанием парности в надписи.
  14. Фиксирующая маркировка.
  15. В балках и фермах маркировку размещают с одной стороны — справа по фасаду.
  16. Пример нанесения фиксирующей маркировки приведён на рисунке 16 (элементы каркаса многоэтажного здания).
  17. Аналогичную систему можно применять и для металлических каркасов одноэтажных промышленных зданий.
  18. Рекомендуется выбирать марки элементов так, чтобы они обозначали место элемента в сооружении, например:
  • колонны ряда А — А1, А2, А3 и т. д.;
  • колонны ряда Б — Б1, Б2, Б3 и т. д.;
  • стропильные фермы пролёта А–Б — АБ1, АБ2, АБ3 и т. д.;
  • подкрановые балки ряда А в пролёте А–Б — ПАБ1, ПАБ2, ПАБ3 и т. д.;
  • подкрановые балки ряда Б того же пролёта — ПБА1, ПБА2, ПБА3 и т. д.;
  • фонари пролёта А–Б — ФАБ1, ФАБ2, ФАБ3 и т. д.
При фиксирующей маркировке общее количество отправочных марок больше, чем при общей, поскольку одинаковые фермы пролётов А–Б и Б–В будут иметь разные обозначения.

Однако такая система обеспечивает удобство комплектной отгрузки, складирования и монтажа конструкций, что значительно повышает производительность труда и сокращает сроки монтажа.

  1. Индивидуальная маркировка.
  2. Применяется только для элементов, прошедших общую заводскую сборку с подгонкой, после которой детали теряют взаимозаменяемость и должны устанавливаться строго на свои места.
  3. На таких элементах наносятся индивидуальные марки и ориентирующие знаки, указанные на схеме общей сборки.

Пример:
элементы кожуха доменной печи после сборки маркируют — 5П1, 5П2, 5Г13, где:
  • «5» — номер пояса по высоте;
  • буква и последующие цифры — порядковый номер элемента в соответствии с чертежом общей сборки.
Для тяжёлых ферм (например, мостовых пролётных строений) индивидуальные марки наносят на оба конца элемента, например:
М1-1, М2-1, М3-1, М3-2 и т. д.,
где первая цифра — номер узла, вторая — номер элемента.
Ориентирующими знаками служат риски, фиксаторы и другие метки, нанесённые при общей сборке.
Made on
Tilda